ТАЙНА ПОЗАДИ МАТЕРИИ
ТАЙНА ПОЗАДИ МАТЕРИИ
 Кто же воспринимает?

Как уже ясно из вышесказанного, несомненно, что материальный мир, называемый "внешним" и кажущийся нам реальным, формируется в нашем мозге. Но здесь возникает главный вопрос: если все материальные существа являются простым восприятием, то что же представляет собой наш мозг? Судя по тому, что наш мозг так же, как и наши руки, ноги и все остальное является составной частью материального мира, то должно быть и он ничто иное, как восприятие.

Пример со сном позволит лучше раскрыть эту тему. Аналогично предыдушим нашим пояснениям, представим себе, что видим сон: в этом сне у нас будут воображаемые тело, руки, туловище, глаза и мозг. И если нас спросят во сне "где мы видим?", то последует ответ "в мозге". Но этот мозг не существует на самом деле. Ведь тело, череп и мозг в данном сне только воображаемые. Сила же, которая видит сновидения, - не воображаемый мозг, а нечто за его пределами.

Мы знаем, что между сном и так называемой реальной жизнью нет физического различия. Тогда в реальном мире нет смысла отвечать "в мозге" на вопрос "где мы видим?". Поскольку сила, которая видит и воспринимает в обоих случаях, - не мозг, представляющий из себя кусочек плоти.

При анализе мозга можно понять, что он состоит из тех же молекул протеина и жира, которые имеются и в других органах живых существ. То есть в кусочке плоти, называемой мозгом, нет ничего, что способно комментировать видимые изображения, создавать разум и человеческое "я".

Р.Л.Грегори следующим образом разъясняет заблуждение людей относительно восприятия изображений в их сознании:

"Существует тенденция к мнению, что изображение в мозге создается глазом. Однако нужно избегать этого. Если говорить о возникновении изображения в мозге, то появится необходимость во внутреннем глазе, который бы видел этот образ. А для того, чтобы увидеть образ во внутреннем глазу, понадобится еще один глаз... И это потребует неисчислимое количество глаз и изображений. Это невозможно."1

Именно это обстоятельство ставит в тупик материалистов, не воспринимающих ничего, кроме материи: кому принадлежит "внутренний глаз", который видит, воспринимает увиденное и реагирует на него? Карл Прибрам обратил особое внимание на поиски философии относительно вопроса "кто воспринимает?":

"Философы со времен Древней Греции не переставали задумываться над "призраком в машине", "маленьким человеком в маленьком человечке" и т.д. Где это "Я", использующее мозг? Кто это, с помощью которого мы познаем? Как говорил Св. Францис: "Что же это видящее, которое мы ищем?"2

Представьте себе, что книга в вашей руке, комната, в которой вы сидите, и все, что вы видите перед собой, изображается в вашем мозге. По-вашему, атомы ли видят эти изображения? Глухие, слепые и ничего не знающие атомы... Почему же некоторым атомам это свойственно, некоторым же нет? Неужели мы думаем, понимаем, помним, радуемся, огорчаемся в результате химической реакции между атомами?

Когда мы внимательно задумаемся над этими вопросами, то придем к выводу, что искать некий разум среди атомов бессмысленно. Очевидно, что существо, видящее, слышащее и чувствующее - нечто совершеннее материи. Это существо "живое" и не является материей или изображением. Это существо, используя наше тело, постоянно контактирует с восприятием. Это существо - душа.

Совокупность восприятий так называемого "материального мира" - это иллюзия, просматриваемая сей душой. Как не существует нашего тела и всего материального мира во сне, так не существует их и в "реальном мире".

В действительности существует только душа. Материя же состоит из ощущений, воспринимаемых нашей душой. Разумные существа, читающие или написавшие эти строки - не скопление атомов и реакций между ними, а "души", каждые в отдельности.

 Реально существующий Абсолют

Все эти истины наталкивают нас на очень важный вопрос: поскольку материальный мир состоит из ощущений, воспринимаемых душой, каков же тогда источник восприятия? Отвечая на этот вопрос, нужно обратить внимание на следующее: материя не существует независимо, сама по себе. То есть, это восприятие должно создаваться другой силой, к тому же постоянно. Если не будет такого постоянства, то восприятия тоже исчезнут. Это можно сравнить с телевизионной передачей, где необходима непрерывная трансляция.

С чьей же помощью наша душа постоянно видит звезды, растения, людей, тело и все остальное? Совершенно очевидно, что существует Всевышний, непрерывно создающий материальную вселенную со всем восприятием. Этот Создатель, судя по великолепию Его творения, должен обладать безграничными знаниями и силой.

Именно таким образом Создатель представляет себя людям. В этот мир восприятий Он ниспослал книгу, с помощью которой Он говорит о Себе, вселенной и о причине нашего существования. Этот Создатель - Аллах, а книга - Коран.

О непостоянстве небес и земли, то есть вселенной, о создании их Аллахом и исчезновении при прекращении создания говорится в следующем аяте Корана:

"Поистине, Аллах держит небеса и землю, чтобы они не исчезли. А если бы они исчезли, то никто бы их не удержал после Него; Он ведь - кроток, прощающ!"
(Сура 35, "Ангелы"; 41)

Как мы уже отмечали, люди, не представляющие силу Аллаха, видят Его в качестве существа, находящегося где-то на небесах и не вмешивающегося в мирские дела. Смысл такой логики заключается в том, что вселенная - материя, Аллах же - "вне" этой материи. Однако все, что мы изучили до сих пор, говорит о том, что материя состоит из восприятия.

Реально существующий Абсолют - Аллах. Все остальное же - тень. И поэтому Аллах не может находиться "вне" материи. Аллах повсюду и охватывает все. Эта истина объясняется в Коране так:

"Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает тo, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, - поистине, Он - высокий, великий!"
(Сура 2, "Корова"; 255)

Мозг - это скопление клеток, состоящее из белковых и жировых молекул. Он состоит из нервных клеток, называемых нейронами (см.вверху справа). Конечно же, наше сознание не состоит из нейронов, так как при их детальном рассмотрении мы сталкиваемся лишь с атомами (см.вверху слева). Несомненно, бессознательные атомы не в силах сформировать сознание. В кусочке плоти, называемом мозгом, нет силы, способной наблюдать изображения, составлять наше сознание и, наконец, создать то, что мы, вкратце называем "Я".

У Аллаха нет определенного местопребывания. Он объемлет все вокруг, как это указывается в одном из аятов:

"Аллаху принадлежит и восток и запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющ, ведущий!"
(Сура 2, "Корова"; 115)

Материальные существа, состоящие из восприятия, не могут видеть Аллаха, но Аллах видит материю, созданную Им самим, везде. В Коране сказано:

"Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры; Он - проницателен, сведущий!"
(Сура 6, "Скот"; 103)

Мы не можем лицезреть Аллаха, но Аллах охватывает наши сердца, облик, взгляды, мысли. Без Его ведома мы не можем произнести ни единого слова, и даже сделать ни одного вздоха. Находясь в непрерывном контакте с восприятием "внешнего мира", т.е. в нашей повседневной жизни, ближе всего к нам сам Аллах. В Коране об этом говорится так:

"Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа; и Мы ближе к нему, чем шейная артерия." (Сура 50, "Каф"; 16)

Человек не постигает этой истины, если думает, что его тело состоит из "материи". К примеру, если он предполагает "себя" в мозге, то внешний мир располагается на расстоянии 20-30 см от него. И только постигнув отсутствие такого понятия, как материя, и то, что все окружающее - иллюзия, не останется понятий "снаружи, внутри, близость, дальность". Аллах окружает человека повсюду и бесконечно близок к нему.

О Своей близости к людям Аллах сообщает в одном из аятов Корана:

"А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок..."
(Сура 2, "Корова"; 186)

Эта же истина утверждается и в другом аяте:

"Поистине, Господь твой объемлет людей!" (Сура 17, "Перенес ночью"; 60)

Люди ошибаются, когда принимают "себя" за самое близкое существо. В то время, как Аллах ближе к нам нас самих:

"А если бы - тогда она дойдет до гортани, и вы будете тогда смотреть, а Мы ближе к этому, чем вы сами, но вы не видите." (Сура 56, "Падающее"; 83-85)

Но люди далеки от этой истины, так как не могут увидеть это глазами. С другой стороны человек, который всего лишь тень, не может обладать силой воли независимо от Аллаха. В одном из аятов Корана сказано:

"А Аллах создал вас и то, что вы делаете." (Сура 37, "Стоящие в ряд"; 96)

Из чего следует то, что все переживаемые нами обстоятельства под контролем Аллаха. Коран сообщает, что ни одно действие не осуществляется без ведома Аллаха:

"...и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил..." (Сура 8, "Добыча"; 17)

Так как человек сам является тенью, то он не может бросать. Но Аллах дает ему почувствовать, будто кидает именно он. На самом же деле все действия совершает Аллах. В таком случае человек, считая, что все его действия выполняются им самим, глубоко ошибается.

Истина такова. Человек может не соглашаться с этим, продолжать считать, что он никак не зависит от Аллаха, но это ничего не изменит:

"А если бы - тогда она дойдет до гортани, и вы будете тогда смотреть, а Мы ближе к этому, чем вы сами, но вы не видите." (Сура 56, "Падающее"; 83-85)


Примечания
1. R. L. Gregory, Eye and Brain: The Psychology of Seeing, Oxford University Press Inc. New York, 1990, стр. 9.
2. Karl Pribram, David Bohm, Marilyn Ferguson, Fritjof Capra, Holografik Evren I, перев. Ali Cakiroglu, Kuraldisi Yayinlari, Istanbul: 1996, стр. 37.